Николай Олимпиевич ГРИЦЕНКО



24.07.1912, ст. Ясиноватая, Донбасская обл., Украина
 
08.12.1979, Москва

  • Народный артист СССР (1964) Заслуженный артист РСФСР (1951) 
  • Лауреат Государственной премии СССР (1951 - за участие в фильме «Кавалер Золотой Звезды») 
  • Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (за театральную работу) 
  • Награждён Орденом Трудового Красного Знамени
  • Лауреат второй премии Каннского кинофестиваля в номинации "Лучший актерский ансамбль" (1955)

Николай Олимпиевич Гриценко - великий русский актер, которого признавали гением еще при жизни. Много и успешно игравший он не был обделен ролями. Его называли актером москвинской школы: он обладал умением разрабатывать образ во всех деталях, органически сближать в характере противоположные черты. На сцене Театра имени Вахтангова, где он служил актером, он сыграл роли всех жанров - от трагедии: Федор Протасов в "Живом трупе" Л.Н. Толстого, князь Мышкин в "Идиоте" Ф.М. Достоевского - до комедии: Степан в "Приезжайте в Звонковое" А. Корнейчука, Тарталья в "Принцессе Турандот" К. Гоцци, Молоков "На золотом дне" Д.Мамина-Сибиряка. Гриценко обладал фантастической способностью идеальным образом перевоплощаться в любой сценический персонаж. Казалось, он не примеривал маску роли, не вживался в образ, а начинал жить на сцене этим другим человеком. Поначалу Николай Гриценко уделял много внимания гриму и внешним деталям костюма, но постепенно пришел к отказу от всего лишнего, бутафорского, оставлял главное в создаваемом образе и начинал им жить на сцене. Настолько достоверно, что многие близкие ему люди в зрительном зале переставали узнавать черты знакомого им по обыденной жизни Николая Гриценко. Актера широкого диапазона, редкого дара внешнего и внутреннего перевоплощения, яркой, щедрой фантазии, Гриценко отличали необыкновенная сценическая смелость и изобретательность художественных приемов. Р.Н.Симонов, художественный руководитель Вахтанговского театра, актеры-коллеги приходили смотреть, «как работает» Николай Гриценко, восхищаясь его «неожиданностью» на каждом спектакле. Его называли «театром в театре». В 1970-е годы, когда Гриценко играл солдата Шадрина с его крестьянской смекалкой и юмором («Человек с ружьем» Н.Погодина), бывшего начальника Дашдамирова, преображающегося в «начальника» («Женщина за зеленой дверью» Р.Ибрагимбекова), на сцене возникала атмосфера мастерства, которая для последующих поколений казалась недосягаемой высотой. 

Актер милостью Божьей, Николай Гриценко пришел к служению искусству из самой гущи рабочего народа. После окончания Днепропетровского транспортного техникума он работал техником-смотрителем на железнодорожных станциях Мушкетово и Ясиноватая Донбасса. Потом устроился конструктором на металлургическом заводе "Сталь" Макеевки. Николай Гриценко сыграл первые свои роли на подмостках театрального факультета рабфака. Далее судьба, несмотря на суровые предвоенные годы, была благосклонна к актеру. Это были годы интенсивной учебы театральному мастерству. Переезд в Москву, учеба в театральных училищах при МХАТе и Щукинском. И тут Гриценко повезло - огранкой его природного актерского мастерства занимались такие корифеи театральной сцены как В.Качалов, Б.Щукин, Н.Хмелев. За год до войны Гриценко приняли в труппу Вахтанговского театра, где он и прослужил почти 40 лет до самой смерти. 

Гриценко много снимался. Режиссеры высоко ценили его мастерство и с удовольствием приглашали в свои картины. Его роли так же, как в театре, были отмечены фантазией, изобретательностью; преувеличения, гротеск, контрасты украшали его работы. Роли были не похожие одна на другую, но всегда были решены с той тщательностью отделки, которая свойственна крупным мастерам. Сила таланта - в способности меняться и бесконечно искать. Поэтому закономерны, а не случайны в его творчестве столь отличающиеся друг от друга герои. В самом деле, трудно найти общие черты как в его театральных, так и в кинематографических персонажах, кроме, пожалуй, одной: всем им он отдавал без остатка свою эмоциональную энергию. Гениальная игра в театре сохранилась в основном в памяти его современников, но его работы в кино доступны нам и сейчас. Многие режиссеры с удовольствием приглашали его сниматься в своих картинах. Среди около тридцати работ в кино стоит вспомнить фильм "Машенька" Ю. Райзмана, роль Каренина в "Анне Карениной" А. Зархи, Вадим Рощин в "Хождение по мукам" Г. Рошаля, Сперанский в "Адъютанте его превосходительства" Е. Ташкова. Многие поколения детей помнят его, как Николая Антоновича в экранизации знаменитого романа "Два капитана". Все работы Николая Гриценко в кино были отмечены печатью его таланта, фантазией и бесконечной изобретательностью и служат источником наслаждения для нас, зрителей, и наглядной школой актерского мастерства в высшем его проявлении. Коллеги недоумевали, когда и как при такой нагрузке Николай Олимпиевич успевает сниматься в кино. В театре ходила шутка, что Гриценко снимается в антрактах. 

Называемый гением при жизни, сам актер не страдал "звездной болезнью", и не считал себя таковым, говоря, что настоящим эталоном искусства является лишь время и память людей. После смерти Рубена Симонова, главного режиссера в творческой судьбе Николая Гриценко, ролей в театре давали все меньше. Но даже играя небольшие и проходные роли, Гриценко делал их запоминающимися. Не играть он не мог. Никто так и не смог заменить его ни в "Конармии", ни в "Идиоте". Спектакли его исчезали. Пустоту в театре немного скрашивало кино. Богатства Гриценко не накопил, государственным человеком не был. Как и многие "властители дум", последние дни свои до декабря 1979 года Николай Гриценко провел в клинике для душевнобольных... 

Гениальный актер, чье искусство ведет родословную от русский скоморохов, Николай Гриценко был небожителем, бескорыстным ребенком до конца жизни, Шутом Господа Бога, казалось все ему дается легко: шутки, импровизации, смена масок, превращение в других людей, - так легко дается, что невольно думаешь: "Какой же это труд? Легкость-то какая!"